Система менеджмента качества
04.03.2021
Система менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК) — это часть общей системы управления организацией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг.

Методология СМК базируется на принципах системного и процессного подходов. Принцип системности реализуется в управлении организацией, как системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей. Процессный подход позволяет выделить процессы, в наибольшей степени влияющие на достижение целей. При этом идентифицируются и измеряются входы и выходы процессов, внутренние и внешние заказчики, поставщики и другие заинтересованные стороны. Выполняемые процессы в рамках жизненного цикла продукции определяют построение организационной структуры предприятия. Выполнение всех процессов для всех элементов организационной структуры документируется. При этом эффективность функционирования системы качества на каждом уровне подтверждается соответствующими данными о качестве. Для эффективного функционирования СМК в организации указанные структуры должны быть взаимосвязаны и полностью охватывать всю организацию и ее процессы.

Организация СМК предполагает создание следующей структуры документации:

— Руководство по качеству;

— Политика и цели в области качества;

— Документированные процедуры;

— Регламенты процессов и процедур, рабочие инструкции;

— Записи по качеству.

Руководство по качеству является общим руководящим документом, где описано взаимодействие всех элементов системы качества. Политика и цели в области качества определяют направления движения, пути развития компании. Регламенты процессов и процедур и рабочие инструкции — нормативные документы, которыми сотрудники предприятия руководствуются в своей деятельности. Записи по качеству являются носителями информации, появляющейся в ходе деятельности организации, в них фиксируются все свершившиеся события и позволяют получить информацию о функционировании системы менеджмента качества и определить новые, более совершенные пути развития предприятия в области качества.